Курск

2005.Часть 1

Страница создана 5.2.2006

Курск. Улица Энгельса и Сеймский округ. Эта страница Курск. Центральный округ Курск. Железнодорожный округ

Курск - областной центр в черноземной полосе России. Город имеет сложный рельеф. Особенности ландшафта - ручьи, овраги, холмы - делят город на три естественных части. Наша экскурсия по городу также состоит из трех частей, которые примерно повторяют административное деление города на три округа (Сеймский - эта страница, Центральный, и Железнодорожный) и его географический характер. Сложный рельеф определяет характер развития транспортной сети города, в которой присутствуют, на первый взгляд, труднообъяснимые зигзаги в построении линий и маршрутов, а также значительное дублирование маршрутов на магистральных направлениях.

В городе работает 7 трамвайных маршрутов (№№1-6 и 8), около 180 вагонов. Подвижной состав сегодня состоит из чешских Татра Т3 (105 вагонов) и Т3М (75 вагонов). Поставки чешских вагонов в Курск начались в 1966 году, самым старым из которых сегодня 30 лет. Кстати, они находятся в отличном техническом состоянии. Поставки Т3 продолжались до 1987 года, когда в город начала поступать новая модель, Т3М. К слову, более крупные габариты этой модели вынудили курян кое-где переложить кривые и перенести столбы контактной сети, чтобы избежать аварий при движении. В те годы экономические сложности в СССР уже были не за горами, и в 1989 г. поставки новых вагонов обрываются. С тех пор город получил лишь 3 вагона Т3М в 1995 г., и примерно в то же время - около 5 вагонов Т3 б/у из Москвы. В 2004 году были получены 5 Т3 из Днепродзержинска. В настоящее время все вагоны располагаются в одном депо, Восточном. Южное депо было закрыто в 2004 г., а территория продана милиции. В городе есть также служба подвижного состава на территории бывшего Северного депо.

Троллейбусных маршрутов в Курске 8, на них работает около 110 машин. Почти все - модификации ЗиУ-9 (в т.ч. прошедших капремонт в Иванове), есть и 5 машин ВМЗ-5298. Работает одно депо.

Мини-карта трамвайных и троллейбусных линий на сентябрь 2005 г. составлена ©Александром Забрейко на основе печатной карты информационно-рекламного журнала "Товары и услуги по Курской области".

Мы начнем знакомиться с Курском с южного, Сеймского округа, названного так по реке Сейм, отделяющей его от центральной части. Сеймский округ является средоточием промышленности Курска, но здесь есть и существенные очаги жилой застройки. Попасть в Сеймский округ из центра можно только по широкой магистрали, которая ближе к центру носит имя улицы Энгельса, а после моста через Сейм - проспекта Кулакова. Неудивительно, что здесь имеется как трамвайное (по обособленной линии на разделительной зеленой полосе), так и троллейбусное движение. Улица Энгельса начинается на площади Дзержинского, на перекрестке с одноименной улицей. Здесь расположены трамвайное и троллейбусное кольцо, которые ныне используются только как транзитные для пропуска проходящих мимо маршрутов, но с прежних времен осталась диспетчерская станция. Вагон Т3 (№416, бывший 141 из Восточного депо) стоит у диспетчерской, готовясь отправиться к заводу химволокна. Кольцевой путь на переднем плане ведет в тупик после того, как в 2004 г. трамвайная линия по ул. Дзержинского была закрыта. 14.09.2005.

Вагон Т3М №026 (из первой партии 20 вагонов этого типа, 1987 г.в.) проходит по площади Дзержинского в противоположном, северном направлении. Хорошо виден остаток пути, приводившего с улицы Дзержинского, а на дальнем плане - контактный провод и недозакатанный в асфальт рельс, которые вели от кольца на улицу Дзержинского. Снятие трамвайной линии позволило превратить эту улицу в транзитную автомагистраль, с которой машины на скорости поворачивают на улицу Энгельса, однако в действительности создание такой магистрали совсем не требовало жертвовать трамвайной линией. Налицо неумелое решение проблем большого города. Вагоны маршрута №2 теперь вынуждены делать немалый крюк, объезжая улицу Дзержинского на пути к автовокзалу. 14.09.2005.

Троллейбус №199 совершает оттянутый левый поворот (разворот) на плошади Дзержинского для движения в Сеймский округ. Здесь проходят маршруты 4,6,7 и 8. Фото с цифровой видеокамеры. 14.09.2005.

С северной стороны трамваи уходят с площади Дзержинского на улицу Пирогова, пробираясь мимо частных домов, предприятий и воинских частей в жилой район улицы 50-летия Октября. Здесь ходят маршруты №2 и 3. Вагон №302 (1983 г.в.) на маршруте №3 на Пирогова, перед въездом на площадь Дзержинского. Фото с цифровой видеокамеры. 14.09.2005.

От площади Дзержинского трамваи и троллейбусы спускаются по длинному достаточно крутому склону с холма и прибывают к развязке с улицами Литовской и Сумской. Развязка устроена в двух уровнях, причем трамвай проходит по обоим уровням. Есть и соединительная ветка, она была построена в 2004 г., чтобы сохранить связь линии по улице Энгельса с остальной сетью после закрытия улицы Дзержинского. На снимке к соединительной ветке одновременно прибыли два вагона Т3М маршрутов №2 и 5 (белый, №038). Фото с цифровой видеокамеры. 14.09.2005.

Развязка позволяет обоим вагонам одновременно пройти перекресток с улицей Энгельса. Теперь водители решают, кто поедет первым дальше. Большинство вагонов типа Т3М (75 штук) поступили в Курск в 1987-1989 гг., к открытию Восточного депо. Главк в 1987 г. выделил к открытию депо партию из 40 вагонов, получивших номера №009-048 (в 1987 г. пришла половина из них). Вскоре за ними последовали еще 35 (№049-083). После этого в город прибыли еще только три Т3М, в 1995 г. Фото с цифровой видеокамеры. 14.09.2005.

Вагон Т3М №041 (1988 г.в.) 5-ого маршрута на улице Энгельса, на остановке рядом с путепроводом улицы Сумской, при движении в сторону пл. Дзержинского. Для удобства пересадки пассажиров прямо к трамвайной остановке сделана лестница с путепровода. До закрытия в 2004 г. Южного депо вагоны Т3М здесь, видимо, встретить было нельзя: они все располагались в Восточном депо, которое на улицу Энгельса не ездило. 14.09.2005.

Между тем сверху по путепроводу в сторону улицы Малышева движется двухдверный вагон Т3 №421 маршрута №4. Это еще один бывший московский вагон, которых в середине 1990-х годов в Курск прибыло около 5 штук. Движение по этому участку было закрыто для ремонта путей в течение нескольких месяцев 2005 г., и было открыто вновь буквально в день этой съемки. 14.09.2005.

Вагон Т3М №050 поднимается по соединительной ветке с улицы Энгельса на Литовскую. По этой ветке проходят маршруты №2 и №5. Движение с ветки внизу возможно в обоих направлениях по улице Энгельса, а вверху только в сторону Литовской улицы. 14.09.2005.

Вагон №054 на маршруте №2 начинает поворот с Литовской улицы на соединительную ветку при движении к автовокзалу. Фото с цифровой видеокамеры. 14.09.2005.

После развязки с Литовской и Сумской улица Энгельса проходит через рощу и зеленую зону, пересекает реку Сейм и превращается в проспект Кулакова. Здесь улица застроена с одной стороны многоэтажными жилыми домами, с другой расположены торговые и промышленные предприятия. Вагоны Т3 (№424) и Т3М №015 (?) на проспекте Кулакова в районе улицы Народной. 14.09.2005.

Там же, троллейбус ЗиУ-682г №191 на маршруте №7 движется в сторону Знаменского собора. По проспекту Кулакова организовано движение троллейбусных маршрутов 4, 6, 7 и 8. 14.09.2005.

Троллейбус ЗиУ-682 №177 движется в противоположную сторону, к южным окраинам города. 14.09.2005.

Двигаясь дальше на юг, мы попадаем на крупную транспортную развилку, известную как "Льговский поворот". Широкий проспект Кулакова здесь заканчивается и разветвляется на Магистральную улицу, ведущую на юг и переходящую потом в белгородское шоссе, и проспект Ленинского Комсомола, поворачивающий направо, на Льгов. Трамвайная линия здесь поворачивает направо, а троллейбусные провода идут прямо, на юг. Троллейбус №204 на маршруте №6 пересекает трамвайную линию и движется в сторону своей конечной "Курскснабсбыт". 14.09.2005.

Трамвайная остановка "Льговский поворот" соседствует с небольшим рынком. Здесь же находится и заброшенное трамвайное кольцо, на которое уходят ответвляющиеся от основной линии рельсы. Торговые ряды рынка разместились прямо на путях. Любопытно, что из-за недостатка места въезд на кольцо с обеих сторон проходит по коротким одноколейным участкам. На снимке вагоны Т3 №429 (маршрут №5) и Т3М №038. 14.09.2005.

Направимся сначала на юг, по троллейбусной линии. Вскоре дорога пересекает магистральную железную дорогу Москва - Курск - Киев. По-видимому, здесь был запланирован или начался, но не закончился ремонт путепровода. Так или иначе, сложилась уникальная конфигурация движения: троллейбус в одну сторону движется по собственному, обособленному путепроводу, движение по которому других транспортных средств запрещено. Остальной транспорт теснится в обе стороны на расположенном параллельно втором путепроводе. На снимке троллейбус №194 на маршруте №6 возвращается в центр. Здесь ходят маршруты №6 и 7. Трасса движения у них совпадает процентов на 80-90, 6-ка имеет только один собственный перегон, 7-ка - около пяти. 14.09.2005.

6-ка заканчивает свой бег на белгородской трассе у ничем не примечательной 1-й Строительной улицы, рядом с городской чертой Курска. А 7-ка поворачивает налево на Магистральный переулок, проходит через совсем не новый жилой район, а дальше идет до своей конечной Авиацентр, причем с одной стороны дороги, сколько видать, поля, а с другой - небольшие промышленные предприятия: базы и цеха. Троллейбус на маршруте №7 идет вдоль поля недалеко от Авиацентра. 14.09.2005.

Два других троллейбусных маршрута в этом районе - №№4 и 8 - обходят односторонним кольцом улицы Гагарина и Серегина и замыкают кольцо коротким участком по проспекту Ленинского Комсомола. Троллейбус ЗиУ-682 №231 на маршруте №8 на улице Гагарина, сразу после поворота с проспекта Кулакова. 14.09.2005.

После короткой стоянки у АО "Сейм" троллейбусы выходят на проспект Ленинского Комсомола и возвращаются в центр города. Троллейбус ВМЗ-5298 на маршруте №8 на проспекте Ленинского Комсомола. 14.09.2005.

Трамвайная линия с площади у Льговского поворота проходит мимо нескольких крупных заводов и электростанции и снова попадает в жилые кварталы. Вагон Т3 №217 (1985 г.в., бывший №329) движется в сторону центра Курска в районе Городской улицы, где трамвайная линия пересекается со служебной железнодорожной веткой, и находится трамвайно-железнодорожный гейт. 14.09.2005.

На следующей остановке жилая застройка приобретает характер массового социалистического строительства 1980-х годов. Вагон Т3 №425 (двухдверный) на маршруте №5 в районе остановки Лесная, движется в сторону завода химволокна. Навстречу ему еще один вагон Т3 №416 (?). 14.09.2005.

Завершается трамвайная линия у завода химволокна на юго-западной окраине города. Вагон Т3 №417 прибывает на конечную. На заднем плане уже знакомый нам вагон Т3 №429 отстаивается в тупике. 14.09.2005.

[MAIN PAGE]

© Ааре Оландер и Евгений Бахтинов. Все фотографии являются собственностью их авторов и не могут быть использованы без их письменного разрешения. Все фотографии выполнены © Александром Забрейко в сентябре 2005 г., если не указано иное.

© Aare Olander and Evgeniy Bahctinov. All photos were made by © Aleks Zabreyko in September 2005 unless stated otherwise, and may not be used in any way without their written permission.