Орёл

2005. Часть 1

Страница создана 5.2.2006

Орёл. Центр и Советский район. Эта страница Орёл. Вокзал и Северный район

Орёл - областной центр в черноземной полосе России, расположившийся в месте слияния рек Ока и Орлик. Рассказ об электротранспорте Орла состоит из двух частей: на этой странице представлены центр города (районы площадей Мира и Карла Маркса, Гостиная улица) и Советский район. Вторая страница - железнодорожный вокзал и прилегающие территории и Северный район.

В городе работает 4 трамвайных маршрута, около 70 вагонов. Подвижной состав сегодня состоит из чешских Татра Т3 (58 вагонов) и Т3М (13 вагонов). Первые чешские вагоны Т3 поступили в Орел в 1979 году, и до 1985 г. было поставлено 85 вагонов (№№ 001-085). В 1989-1990 гг. поступило 14 вагонов модели Т3М (№№ 086-099). Имеется еще один вагон Т3М с номером 025, происхождение которого пока остается наясным. Город поддерживает вагоны в отличном состоянии, и пока недостатка вагонов вследствие их возраста не ощущается. Работает одно депо.

Троллейбусных маршрутов в Орле около 10, на них работает около 100 машин. Почти все - модификации ЗиУ-9 поставки начиная с 1983 г. В 1994-1995 гг. Орел приобрел 7 сочлененных машин ЗиУ-10, но сегодня их на улицах не встретишь. Работает одно депо.

Мини-карта трамвайных и троллейбусных линий на сентябрь 2005 г. составлена ©Александром Забрейко на основе печатной карты издательства "Орлик".

Основная магистраль города, пересекаюшая его с юга на север, именуется на юге Комсомольской улицей, в центре - Гостиной, а на севере - Московской улицей и шоссе. Коротенькая Гостиная улица и Красный мост через Оку - "бутылочное горлышко", куда втиснуты трамвайная (3 маршрута из 4 существующих в городе) и троллейбусная (5 из 9 маршрутов) линии и интенсивный поток автотранспорта. Два трамвая Т3 (передний №066 1984 г.в.) пересекли Оку и ждут зеленый свет для движения в сторону Карачевской улицы. Троллейбус ЗиУ-9 №054 на маршруте №1 направляется в северные микрорайоны. 11.9.2005.

Вагон Т3 №058 на маршруте №2 на Гостиной улице. За ним через "бутылочное горлыщко" пробираются еще два трамвая, Т3 и Т3М. На Гостиной улице расположены административные и торговые здания, являющиеся в некотором смысле лицом города. На переднем плане здание Банковского колледжа постройки 1950 года, за ним - Торговые ряды (Гостиный двор) середины 19 века. Первые поселения на месте современного города находились рядом с этими местами. 11.9.2005.

Троллейбусы попадают на Гостиную улицу с Комсомольской улицы, приходя от автовокзала или с левого берега Орлика. Здесь ходят маршруты №1,3,7,8 и 10. На снимке троллейбус ЗиУ-9 №051 (на переднем плане) на Комсомольской улице. На заднем плане трамвай Т3 №084 (1985 г.). 11.9.2005.

Троллейбус №1136 (вторая половина 1990х) на перекрестке Комсомольской улицы и Воскресенского переулка (площадь Карла Маркса). Орловские троллейбусы имеют необычную нумерацию. Начиная с 1983 г., машины ЗиУ-9 стали получать номера с №001 (предшествовавшие машины имели номера без нуля в начале, и дошли до №130). Но после №099 в 1991 г. последовал №1100. Все приходящие с тех пор машины имеют номера 11хх. 11.9.2005.

Трамваи, пройдя Гостиную улицу, пересекают площадь Карла Маркса и выходят на Карачевскую улицу. Вагон Т3М №025 выходит на площадь Карла Маркса. На заднем плане банковское здание конца 19 века, где расположено управление Банка России. Давным-давно на этом перекрестке начиналась трамвайная линия через Александровский мост на ныне пешеходную улицу Ленина на левом берегу Орлика. 11.9.2005.

С северной стороны Гостиная улица выходит на Красный мост и пересекает Оку. Вагон Татра Т3 №043 (1982 г.) на маршруте №3 движется в сторону Гостиной улицы и завода ХТМ. 11.9.2005.

Трамвай Т3 №045 (1982 г.) на Красном мосту движется в сторону улицы Пушкина (на север). Мост имеет всего 4 полосы для движения, причем каждая имеет контактную сеть для электротранспорта: две трамвайную, и две - троллейбусную. 11.9.2005.

Троллейбус ЗиУ-682 №056 на Красном мосту движется в сторону Гостиной улицы. На заднем плане видны Ока и парк на берегу, на стрелке Оки и Орлика. 11.9.2005.

Трамвай №059 (1983 г., маршрут №2) на Красном мосту направляется к железнодорожному вокзалу. Что за примечательное здание видно на заднем плане, мне определить так и не удалось. Фото с цифровой видеокамеры. 11.9.2005.

Троллейбус ЗиУ-682 №055 на Красном мосту движется по маршруту без номера "Автовокзал - Санаторий "Лесное" (фактически, короткий вариант маршрута №1). Фото с цифровой видеокамеры. 11.9.2005.

Съехав с Красного моста, троллейбусы продолжают движение прямо и попадают на Московскую улицу, ведущую к железнодорожному вокзалу. А трамваи поворачивают чуть вправо, на улицу Пушкина. Вагон №064 (1983 г.) на маршруте №3, на заднем плане Московская улица и Сквер Танкистов. 11.9.2005.

Неподалеку, на перекрестке улиц Пушкина и 4-й Курской, расположен любопытный трамвайный артефакт: остатки разворотного треугольника, частично закатанного в асфальт. На переднем плане - рельсы проглядывают из-под асфальта (участок за кадром сохранился лучше - рельсы не покрыты асфальтом). Эта короткая линия заканчивалась метрах в 50 от улицы Пушкина. Трамвай Т3 проезжает по действующей линии мимо остатков треугольника на пути к Красному мосту. 11.9.2005.

Направимся теперь на юг. Совсем недалеко от площади Карла Маркса проходит 1-я Посадская улица. По ней троллейбусы маршрутов 3,4,6,7 и 8 покидают Комсомольскую и попадают на Тургеневский мост через Орлик и в Советский район города, где троллейбус является доминирующим видом транспорта. Но сначала троллейбусы пересекают параллельную Комсомольской Карачевскую улицу, по которой проложена трамвайная линия и ходят маршруты 1,2 и 3. Вагон Т3 №076 (1984 г., маршрут №1) пересекает 1-ю Посадскую и движется в сторону трамвайного депо. 11.9.2005.

Трамвайные вагоны продолжают движение по Карачевской улице, проходя мимо трамвайного депо с одной стороны и Крестительского кладбища с церковью Иоанна Предтечи с другой. Вагоны Т3 №076 1984 г. и Т3М №097 1990 г. (оба на маршруте №1) на остановке "Фабрика "Восход", расположенной рядом с депо и кладбищем. Фото с цифровой видеокамеры. 11.9.2005.

После этого трамвай проходит по S-образной кривой и выходит на застроенную частными деревянными домами улицу Гоголя, на пути к автовокзалу и промышленной зоне на юге города. Вагон Т3М №097 поворачивает на улицу Гоголя. Фото с цифровой видеокамеры. 11.9.2005.

Вернемся к троллейбусной линии. Троллейбус №048 на маршруте №3 на Тургеневском мосту движется к Полесской улице и больнице Семашко. 11.9.2005.

С Тургеневского моста открывается красивый вид на набережную Орлика и пешеходный Александровский мост, построенный первоначально в 1880 г. (восстановлен после Отечественной войны 1941-45 гг.) Красное здание - то же банковское здание, которое своим основным фасадом выходит на Гостиную улицу (см. фото выше). А по этому мосту когда-то трамвай ходил на левый берег Орлика, на улицу Ленина. 11.9.2005.

Троллейбус №043 на маршруте №6 движется в сторону Комсомольской улицы. 11.9.2005.

Троллейбус №067 на маршруте №4 на Тургеневском мосту движется в сторону Полесской улицы и больницы Семашко. 11.9.2005.

Когда-то с моста троллейбусы выходили на улицу Тургенева. Однако теперь по ней организовано одностороннее движение только к мосту, и в обратную сторону троллейбусы проходят по Брестской улице и выходят на параллельную Тургенева Полесскую. Троллейбус №043 обернулся около автовокзала и возвращается на улицу Максима Горького, снят на Брестской возле здания Сбербанка. 11.9.2005.

В этом переулке, позволяющем "срезать угол" на перекрестке улиц Тургенева и Октябрьской, когда-то ходил троллейбус, о чем свидетельствует контактая сеть, причем ходил в сторону, в которую смотрит фотоаппарат. Однако теперь и на Октябрьской, и на Тургенева движение одностороннее в противоположную сторону. Троллейбус (возможно, №1137 на маршруте №6) движется по Октябрьской в сторону Тургеневского моста. 11.9.2005.

Часть маршрутов в Советском районе обходит по кольцу сердцевину района (улицы Лескова и Октябрьскую); другие маршруты идут по Наугорскому шоссе до Технического университета. Угол Наугорского шоссе и улицы Лескова. Троллейбус №095 на маршруте №8 поворачивает налево на Наугорское шоссе. На заднем плане троллейбус №092 маршрута №5 только что повернул с шоссе на Лескова, направляясь к железнодорожному вокзалу. 11.9.2005.

Наугорское шоссе. Троллейбус №050 на маршруте №5. 11.9.2005.

Северная сторона большого кольца, по которому в противоположные стороны следуют маршруты 3 и 4 - улица Приборостроительная. Троллейбус №041 на маршруте №4 на конечной остановке "Больница Семашко". Здесь расположены промышленные предприятия, институты и больницы, и типичные невзрачные жилые дома социалистической застройки. 11.9.2005.

Октябрьская улица. Тот же троллейбус №041 несколькими минутами раньше прибывает на остановку "Сквер Гуртьева". 11.9.2005.

Еще одна троллейбусная линия в этом районе ответвляется от трассы по Октябрьской, проходит с двух сторон сквера Гуртьева и далее идет по улице Максима Горького. Троллейбус №038 на маршруте №5 (движется к вокзалу) снят на улице Максима Горького недалеко от перекрестка с ул. 60-летия Октября. 11.9.2005.

Машины 5-ого маршрута сворачивают с Максима Горького на улицу 60-летия Октября, чтобы пересечь Оку и попасть к железнодорожному вокзалу. А машины маршрута №6 проходят по улице Максима Горького до конца (где эта улица также упирается в Оку). Троллейбус №1137 на конечной остановке "Улица Максима Горького" готов отправиться в путь к автовокзалу. 11.9.2005.

Этот мост связывает улицы Герцена (на правом берегу Оки) и 60-летия Октября (на левом). Ходит здесь единственный троллейбусный маршрут №5. Машина №092 движется к Техническому университету. 11.9.2005.

[MAIN PAGE]

© Ааре Оландер и Евгений Бахтинов. Все фотографии являются собственностью их авторов и не могут быть использованы без их письменного разрешения. Все фотографии выполнены © Александром Забрейко в сентябре 2005 г., если не указано иное.

© Aare Olander and Evgeniy Bahctinov. All photos were made by © Aleks Zabreyko in September 2005 unless stated otherwise, and may not be used in any way without their written permission.